На Фонтанке много интересных зданий и здание театра БДТ одно из них. История БДТ (Большой Драматический театр) началась в 1919 году ( тогда состоялась премьера первого спектакля-постановка пьесы «Дон Карлос» Шиллера) , а вот история здания театра началась гораздо раньше…

Анна Иоановна в 1739 году подарила участок на берегу Фонтанки графу Федору Андреевичу Апраксину » за усердную службу». Владения Федора Андреевича и до этого дара были значительны: земли, доставшиеся ему от отца, а также после смерти старших братьев. Но ведь правда же, капиталов много не бывает. И дар императрицы, участок в центре стоицы, был принят с большой благодарностью. Сын, Федора Андреевича, Матвей после смерти отца начал сдавать подаренную землю под купеческие лавки- так и возник Апраксин двор.

Участок этот переходил по наследству от одного Апраксина к другому. В мае 1862 года во время пожара Апраксин двор сгорел- убытки составили миллион руб.

Тогда же в мае 1862 года скончался владелец Апраксина двора Степан Федорович Апраксин. И его сыну Антону Степановичу пришлось принимать наследство с такими большими долгами.

В этой ситуации Антон Степанович дал слово, что после восстановления Апраксина двора, он построит церковь. И свое обещание исполнил, построив не только церковь, но и богодельню и школу для сирот ( не сохранилось, как и церковь Воскрешения Христова ). Автором проекта церкви стал архитектор Людвиг Францевич Фонтана.

За свою карьеру Людвиг Францевич построил свыше 20-ти крупных общественных зданий и несколько частных доходных домов. За что и получил звание академика архитектуры. Он же стал и автором и «спонсором» строительства театра на участке Апраксина двора. Театр, несмотря на все трудности, был построен.

Но вот с организацией представлений дела не пошли, и граф Апраксин выкупил здание театра. В 1879 году здание было сдано в аренду дирекции императорских театров. Своя труппа в театре так и не сложилась, здание использовалось в качестве Малой сцены Александринки. А в 1901 году опять случился пожар

. Антон Степанович к тому времени уже умер. И его вдова, Мария Дмитриевна, пожелала здание отстроить заново…и отстроила уже к 1902 году.

Немного не по теме. Брак Антона Степановича Апраксина и Марии Дмитриевне Рахмановой

вполне можно было бы назвать неравным, особенно в смысле возраста: ей-20, ему около 50-ти. Не очень молодой, не очень здоровый, но очень богатый. » десять лет, максимум пятнадцать-и ты свободна навеки»-уговаривали родные. Поселившись в доме мужа, молодая жена сразу поняла, что несмотря на богатство мужа, роскошной жизни у неё не будет. Муж был скуп до невозможности. Дом держал крайне экономно, подарков не дарил, плитья шить разрешалось не более 2-х в год и т.д. Нелюбимый, да еще скупой- девушка каждую ночь заливала слезами свою подушку. Умер Антон Степанович, как и предполагали родные жены, через 15 лет. И вот тут Мария Дмитриевна развернулась. Первым делом она отделала дом в духе того времени. А её портные были обеспечены работой на год вперед. Мария Дмитриевна наняла дорого и модного тогда в Петербурге повара и т.д.и т.л.  И на вновь отстроенный после пожара театр она тоже денег не жалела. » Лучший театр в нашей столице»- писала тогда пресса.

В 1917 году Мария Дмитриевна вместе с сыном и невесткой эмигрировали в Париж. Здание театра было национализировано. А с 1919 года история этого здания тесно связана с театром БДТ.

Loading